Автор проекта "Радио "Кантиана":
директор Высшей школы коммуникаций
и креативных индустрий
Анна Сивкова
Minecraft как произведение искусства: интервью с исследователем игрофикации Сергеем Буселем
Можно ли считать видеоигры искусством? Как они эмоционально и интеллектуально влияют на игрока? На какие новые идеи вдохновляют людей? Об этом мы поговорили с геймером, сотрудником компании разработки и издательства видеоигр, исследователем игрофикации Сергеем Буселем.
— Видеоигры — это прежде всего объекты цифрового медиа, и, если сверяться с мнениями различных экспертов в данной области, можно сначала рассмотреть видеоигру как объект творчества. Ведь у игр, в общем-то, есть все элементы — звук, музыка, кат-сцены (ролики, которые передают историю и отношения между персонажами). Но у видеоигр есть и свои специфические элементы, например, интерфейс, посредством которого мы и взаимодействуем с виртуальным миром. Получается, все это, с одной стороны, подчеркивает факт, что мы можем считать видеоигры объектом творчества, но, с другой стороны, это как будто какой-то более комплексный объект.
Наверное, более корректно отнести к произведениям искусства однопользовательские игры, так как среди них действительно можно найти те, которые будут цеплять своим сюжетом, визуалом или какими-то другими игровыми механиками. Такие игры, которые запоминаются, можно считать искусством.
— Как можно определить, что конкретная видеоигра является произведением искусства?
— Можно ответить себе на два вопроса. Первый: задаёт ли игра какие-то вопросы игроку, на которые он должен искать ответ самостоятельно? И второй: можем ли мы приблизительно понять, какой опыт до нас хочет донести игра? Например, Detroit Become Human — опыт игры за андроида, который, вдруг внезапно осознал себя человеком (действие игры происходит в недалёком будущем, где некоторые из серийно выпускаемых андроидов, работающих роботами-слугами, в результате программного сбоя становятся «девиантами» с собственной волей — прим. «Нового Калининграда»).
Также игра должна дарить уникальный опыт, чтобы можно было отличить её не только от традиционных произведений искусства, но и от других игр тоже. Что-то выделяющее её на фоне других представителей индустрии. Я думаю, эти вещи и помогут увидеть в игре искусство.
Скриншот игры Detroit: become human
— Какие игры нравятся в этом контексте лично вам?
— Была интересная игра World of Goo. В чём она уникальна? Там такая механика, что мы должны из чёрных точечек, маленьких живых объектов с маленькими смешными глазками, которые и зовутся Goo, строить различные конструкции для того, чтобы выполнить какую-то цель уровня. Она зацепила меня прежде всего тем, что, исходя из того, что я вам уже рассказал, игра должна быть довольно позитивной и с позитивным визуалом, но она выполнена в достаточно мрачных тонах. Тем не менее механика очень интересная, поэтому я бы, наверное, точно отнес это к таким уникальным объектам, уникальным видеоиграм, потому что похожих я больше не видел.
Скриншот игры World of Goo
Еще бы я выделил... Тут, наверное, спорно, но я просто выскажусь про уникальность опять-таки. Уникальной в свое время была игра Minecraft, потому что она изначально, что самое парадоксальное, возникла просто как инди-игра (игра, созданная отдельным разработчиком или небольшим коллективом без финансовой поддержки издателя компьютерных игр — прим. «Нового Калининграда»). Она даже распространялась бесплатно. Просто можно было строить из кубиков какие-то вещи.
Иллюстрация — скриншот игры Minecraft
Справка «Нового Калининграда»: Minecraft — компьютерная игра, созданная шведским программистом Маркусом Перссоном и выпущенная его студией. Игра погружает геймера в генерируемый и изменяемый трёхмерный мир, полностью состоящий из кубов. Мир можно перестраивать, создавать из кубов какие-либо сооружения. При этом игра предлагает пользователю свободу действий: можно исследовать мир, добывать ресурсы, сражаться с противником. Имеет многопользовательский режим — позволяет геймерам из разных городов и стран общаться и решать совместные задачи.
Эта инди-игра, которая, казалось бы, против всяких стереотипов, против рынка, против какой-либо там особой капитализации, вдруг стала хитом, на который стали равняться другие люди и делать клоны Minecraft. Но если посмотреть на эту игру, вообще-то смешно выглядит. С другой стороны, опять-таки, абсолютно всё в этой игре действительно цепляет. Почему мы здесь? Почему мы на каком-то там необитаемом острове или вообще оказались в этой вселенной?
Про музыку — отдельный разговор. Музыку для этой игры написал композитор c418 (псевдоним Даниэля Розенфельда, немецкого музыканта и звукорежиссёра, наиболее известного как композитора и саунд-дизайнера игры Minecraft — прим. «Нового Калининграда»). Этот человек изначально вообще работал над другими проектами, у него был другой стиль, то есть для него это все было в новинку. Я смотрел интервью с ним и то, как выполнил он в итоге эту музыку. Теперь не представляю Minecraft с другой музыкой. В целом же это уникальный опыт, и это действительно уникальная игра, поэтому я считаю её искусством в каком-то смысле.
Была ещё одна игра, которую я могу отнести к искусству — This War of Mine. Игра про гражданскую войну в вымышленной стране, можно сказать, некая аллюзия на существующую действительность. Там задача в том, чтобы все твои персонажи, которые живут в полуразрушенном доме, выжили. Отправлялись на вылазки на городские руины, удовлетворяли базовые потребности.
Почему это игра искусство? Потому что там все выполнено в едином сеттинге (среда, в которой происходит действие — прим. «Нового Калининграда»), который поддерживает эффект напряжения. Казалось бы, да это просто 3D-модели, которые вообще ко мне не относятся! Но я за них переживаю, слежу за тем, чтобы они вовремя ели, пили и выжили в этой страшной войне. Это достигается тем, что там постоянно даже на фоне бэкграунда (а это статичный фон игры, который для нас вообще не должен ничего значить) какие-то выстрелы, крики людей, и все это выполнено в сероватых тонах. Когда ты на это смотришь, тебе реально становится жутко, не по себе. Ты чувствуешь, что ещё чуть-чуть, и это всё перенесётся вот сюда. И эта игра вызвала такие смешанные ощущения.
Иллюстрация — скриншот игры This war of mine
—Какое влияние могут оказывать видеоигры на эмоциональный и интеллектуальный опыт игроков? Может ли это быть сравнимо с воздействием произведений искусства?
— Я бы не мог ответить точно, какие эффекты мы получаем, когда лицезреем искусство. Конечно, есть знаменитый эффект катарсиса — очищения, когда мы прониклись определенной темой, каким-то объектом искусства, внезапно поняли какую-то мысль, переосмыслили, какие-то свои ошибки. Если мы отталкиваемся от эффекта катарсиса, то я бы сказал, что да, мы получаем эффект.
Предположим, человек долго не общался с семьей, и он, допустим, поиграл в The Walking Dead (приключенческая игра по мотивам комикса Роберта Киркмана «Ходячие мертвецы» — прим. «Нового Калининграда»). Он смотрит в этой игре на человеческие взаимоотношения, как они развиваются, насколько беда может сплотить, и понимает: черт возьми, у меня нет таких бед, а я все равно настолько далек от своих родителей, так плохо с ними общаюсь. И он может после игры просто наконец-то позвонить своим родителям. Я не исключаю этого.
Иллюстрация — скриншот The Walking Dead: The Game
Другой момент: мы можем разрабатывать и применять игры для не развлекательных целей. Это вообще отдельная история, касающаяся такого понятия как игрофикация (использование игровых элементов и приемов дизайна игр в неигровом контексте — прим. «Нового Калининграда»). Но здесь, конечно, уже будет не искусство, а скорее чисто прагматические цели. Помочь в освоении какого-то навыка, какой-то компетенции. С этим игры у нас вполне себе хорошо справляются, даже игры развлекательного назначения.
Например, вполне себе можно использовать на уроках истории ту же Civilization (серия компьютерных игр в жанре пошаговой стратегии, где основная цель игрока — развить цивилизацию, которой он управляет — прим. «Нового Калининграда»). Различные стратегии, которые помогают просто понять, как вообще могут мыслить великие стратеги, великие правители и взглянуть на конкретные исторические эпохи. Почему нет?
Иллюстрация — скриншот «Civilization 5»
— На ваш взгляд, видеоигры могут вдохновить людей на новые идеи?
—Да, здесь я точно скажу «да», поскольку для того, чтобы у человека возникло вдохновение, ему достаточно иногда просто находиться в нужное время в нужном месте и с нужными мыслями. Если взять игру, о которой я рассказывал, World of Goo— про черные точки. Есть история, как вообще это все возникло. Человек ехал в поезде, размышлял, как в теории могла бы выглядеть его игра. И вот включилась музыкальная композиция, и он подумал: так вот же оно, вот как должна выглядеть игра. Приехал домой и начал работу.
Почему возникло много клонов Minecraft? Не просто из-за коммерческого успеха (хотя и это, безусловно, тоже хороший толчок), а просто потому что люди поняли, что такая простая механика, как построение объектов, может настолько цеплять. Они посмотрели, поиграли сами, прониклись опять-таки той самой музыкой, которая там есть. Испытали эмоции, осознали, что они действительно одни из невраждебных существ в этом мире, которые могут сами строить и что-то там себе добывать. Поэтому я и не отрицаю тот факт, что видеоигры могут вдохновлять и рождать новые идеи.
Я уверен, что тот, кто хоть как-то видит свою идею, кто ей проникнут, точно сможет её реализовать. Поэтому всё, как говорится, действительно в наших руках.
Текст — Иван Брюзгин для «Нового Калининграда», фото предоставлено Сергеем Буселем, иллюстрации — скриншоты видеоигр
От редакции: это второе интервью в рамках творческой студии «Нового Калининграда» для студентов направления «Журналистика». Интервью студентки Маргариты Юрковой с калининградкой, которая живет и учится в Китае, читайте по ссылке.